Транспорт в Бирме

Бирма обладает уникальной и удивительной транспортной системой, за что ее прозвали музеем транспорта. Одной из главных причин такого отличия является примитивное состояние техники на всей территории страны.

Транспорт в Бирме пикап

 

Общая информация

За исключением Янгона, который в некоторой степени придерживается современных стандартов транспорта, в большинстве городов Бирмы используются неавтомобильные средства передвижения, такие как велосипеды и традиционные конные повозки. В сельской местности наиболее популярным видом транспорта является повозка, запряженная двумя быками. В некоторых местах, таких как Паган и Пега, аренда велосипеда является отличным вариантом для туристов.

Примечательно, что бирманские велосипеды отличаются от обычных тем, что пассажир сидит рядом с водителем, как в детской коляске, а не позади него, как это принято.

Отсутствие хороших дорог

Наличие хорошо построенных дорог в Бирме ограничивается шоссе, протянувшимся от Янгона до Мандалая в направлении с юга на север. Вокруг этих городов, где скапливаются туристы, состояние дорог относительно удовлетворительное. Однако ситуация резко меняется, как только вы попадаете в сельскую местность.

Транспорт в Бирме автобус

В этих случаях наиболее подходящим и популярным видом транспорта является пикап, который, как правило, набит бирманцами, как сардины в бочке. Как пассажиры умудряются не вываливаться из этих грузовиков, вызывает недоумение. Впрочем, те, кто сталкивался с теснотой трамваев при социализме, возможно, поймут искусство сохранения равновесия. Кроме того, социалистический режим и подобные социальные структуры, как правило, развивают различные навыки и ловкость, которые оказываются бесполезными в других системах.

Правостороннее движение

Интересно, что направление движения в Бирме — правостороннее, что является отклонением от нормы в этой бывшей британской колонии. Считается, что это является формой протеста. Кроме того, большинство автомобилей в Бирме — это старые японские модели, у которых руль расположен с правой стороны. Изредка можно встретить старинные «Мерседесы», «Фольксвагены-жуки» или даже джипы «Виллис». Однако новых японских автомобилей очень мало, так как они в основном принадлежат местному зажиточному населению. Одним словом, если вы неравнодушны к автомобилям, берите фотоаппарат и отправляйтесь навстречу приключениям!

Автобусы

Бирманские автобусы, известные как KAA, напоминают послевоенные Stodeecker’ы, на которых Глеб Жеглов преследовал Лису в своих эскападах. Эти автобусы, судя по всему, японского производства, и проезд в них стоит невероятно дешево. Однако зачастую они очень переполнены, и найти удобное место практически невозможно. В междугородних автобусах ситуация несколько лучше, так как местные жители садятся в них со своими вещами, создавая беспорядочную атмосферу. Стоимость билета на автобус не превышает 5 бирманских единиц, но оплата производится в кассе. Во время ночных поездок на дорогах царит кромешная тьма, и ощущения могут быть как из рассказа Чехова.

Железные дороги

Железнодорожную систему Бирмы можно назвать великолепным музеем. Паровозы, окруженные бескрайними рисовыми полями и пагодами, создают ощущение, что вы вернулись в XIX век. Общая протяженность железнодорожных путей в Бирме составляет 4800 км, все они построены на однометровой колее. Эта колея известна как индийский стандарт и занимает четвертое место в мире по распространенности. Следует отметить, что железнодорожная сеть Бирмы полностью изолирована и не имеет физических связей с соседними странами.

Транспорт в Бирме поезд

Поезда четко разделены на иностранцев и местных жителей. Поезд класса «люкс», известный как «Янго-н-Мандалая», предназначен в основном для иностранных пассажиров. Однако билеты на этот поезд могут быть довольно дорогими, и стоимость их исчисляется в долларах. Несмотря на высокую стоимость, внутреннее убранство и удобства часто кажутся устаревшими и даже могут быть нерабочими.

Примечательно, что в бирманских поездах отсутствуют бортовые рестораны и не предусмотрено перемещение между вагонами. Купе поезда, как правило, узкие, а в некоторых из них имеется только два спальных места. Пассажирам не разрешается стоять на платформе, так как для прохода в поезд необходимо предъявить действительный билет, пройдя через металлическую сетку.

Транспорт в Бирме ЖД

О безбилетниках

Интересно, что местные жители, пытающиеся не платить за билет, часто сталкиваются с тем, что сотрудники поезда охраняют выход с платформы. Отчаявшись, такие люди могут забраться на крышу или сесть в поезд во время движения. Кроме того, покупка билетов часто сопряжена с длительными очередями, иногда даже многодневными. Эта ситуация ярко отражает пережитки социалистической эпохи.

Узкая колея

Из-за узкой колеи бирманские поезда подвержены значительному раскачиванию. Поэтому поездки на таких поездах могут быть довольно нервными. Поезда движутся с очень низкой скоростью и часто задерживаются на три-четыре часа. Однако присутствие очаровательных архаичных элементов, таких как смотрители, сигнализирующие об отправлении поезда колокольчиком, навевает чувство невинности и ностальгии.

Технологическое отставание

На многих станциях вывески выполнены исключительно на бирманском языке. В пригородных поездах предусмотрены деревянные скамейки, напоминающие купе в наших старых электропоездах. В одном из случаев проводник, стоящий на сиденье, соединяет оголенные концы проводов, чтобы включить освещение в вагоне поезда, причем не все лампы могут работать правильно. Этот опыт можно сравнить с впечатлениями благополучного западного человека о провинциальной России. А теперь представьте себе масштабы технологического отставания в Бирме!

Водный транспорт

Транспорт в Бирме водный

Значительную роль в Бирме играет водный транспорт, в частности, пароходы, курсирующие по реке Иравади и совершающие рейсы вдоль побережья и на близлежащие острова. Наиболее востребованным для туристов является маршрут Мандалай — Паган. Однако для местных жителей эти пароходы ходят крайне медленно в светлое время суток, причаливая к вечеру. Для экономных путешественников выбор общей палубы вместо каюты оказывается более экономичным вариантом.

Как добраться?

При въезде в страну целесообразно рассматривать Бангкок в качестве пункта назначения. Продолжительность полета из Бангкока в Бирму составляет всего около 1,5 часов, а покупать билеты лучше всего за тайские баты, используя наличные в офисах авиакомпаний в Бангкоке. Туристические агентства, расположенные на улице Каосан, могут взимать комиссию в размере 10%. Авиакомпания Air Mandalay также предлагает рейсы из Бангкока в Мандалай два-три раза в неделю.

Перелеты внутри страны

Внутренние перелеты по Бирме часто бывают дорогими и неэффективными, стоимость билетов нередко превышает 100 единиц. Парк самолетов устарел, и рейсы могут проходить по более длинным маршрутам и даже кружить по кругу, не достигнув пункта назначения. Всего один рейс обслуживает все девять аэропортов страны, перевозя пассажиров по пути следования. К сожалению, время вылета часто не соблюдается, а в аэропортах отсутствуют системы табло. В связи с этим процедуры и работа аэропортов осуществляются по традиционной схеме, напоминающей Барнаул сорокалетней давности.

Особенности вылета

При вылете из Мьянмы взимается дополнительная плата в размере 10 единиц. Положительным моментом является то, что в аэропортах можно встретить проворных детей в жилетах. Они помогают донести багаж, пройти процедуру регистрации и придают пассажирам чувство значимости. Такие услуги, безусловно, позволяют почувствовать себя привилегированным в такой обстановке.

О связи

В Бирме могут возникнуть проблемы со связью. Международные звонки можно совершать только через специальные пункты, а звонки в Россию могут быть довольно дорогими — около 5 единиц за минуту. Мобильные сети начали развиваться лишь недавно, а доступ в Интернет сильно ограничен из-за цензуры. В связи с этими ограничениями во время визита в Бирму лучше не полагаться на услуги связи.