История Нотр-Дам-де-Пари

Нотр-Дам-де-Пари действительно впечатляет своим величием. К сожалению, собор сильно пострадал от пожара, который произошел в 2019 году. Но уже в конце 2024 года его обещают снова открыть для посещения туристами. Давайте узнаем, как создавался этот собор и сколько пережил изменений за время своего существования.

Нотр-дам-де-Пари

История собора.

Возле собора Нотр-Дам уже в древности стояло святилище Юпитера, которое в поздней античности и раннем средневековье сменилось несколькими церквями. В 1163 году парижский епископ Морис де Сюлли решил построить в непосредственной близости собор большего размера. Он быстро разрушил романский собор, используя материалы этой церкви для строительства нового парижского собора.

Сюлли решил, что новая церковь должна быть построена в готическом стиле, так как базилика была построена в Сен-Дени, тогда отдельном городе, а сегодня в северном пригороде Парижа. В то время в Париже проживало около 25 000 человек, и он был самым большим городом в Европе после Италии и Константинополя.

В 12 веке Мария вышла на первый план в религиозной литературе, что также нашло отражение во многих новых соборах, посвященных «Богоматери» (Нотр-Дам). Таким образом, Парижский собор является лишь одной из многих церквей, посвященных Марии.

Строительство собора и его внешний вид.

Нотр-Дам был спроектирован как собор ранней готики и завершен в стиле высокой готики. Строительство собора длилось более века, а фундамент был заложен при епископе Сюлли в 1163 году. Сначала построили алтарь, то есть пресвитерию, или часть для духовенства, и два придела для хоров. Алтарь должен был быть освящен в 1182 году. Только в 1190 году были заложены камни в фундамент западного фасада западного входа.

Рядом с хором был добавлен трансепт, чтобы привлечь больше света в центр здания и на алтарь. Применили стрельчатые арки и ребристый свод, что сделало крыши выше и прочнее, и собор получил единое светлое пространство. В середине 13 века завершили западный фасад с тремя порталами и двумя башнями высотой 69 м, которые были самыми высокими зданиями Парижа, пока Эйфелева башня не была построена в середине 19 века.

За это время на северной и южной сторонах трансепта были добавлены порталы, над которыми находилась большая розетка. Все порталы фронтона были стилизованы многочисленными рельефными изображениями. Было построено несколько внешних арочных опор (также размером 15 м), которые разгрузили центральную конструкцию.

Есть (была) крыша того времени, которая практически полностью сгорела. Крыша была сложена из дубовых балок и поддерживала крышу над главным и трансептами собора. Сообщается, что для строительства было взято 21 га дубового леса. Поскольку нужны были массивные бревна, пришлось срубить деревья возрастом не менее 300 лет. Как заявили эксперты, восстановить крышу до допожарного состояния не удастся, так как на территории Франции нет деревьев таких размеров, которые были срублены в XIII веке.

Знаменитый Горбун из Нотр-Дама.

Собор пережил относительно мирный период в течение нескольких столетий с небольшими ремонтами. Основные изменения произошли с Французской революцией, когда в 1793 году собор был посвящен культу Разума и Высшего Существа. За данный исторический период времени многие ценности в соборе были уничтожены или разграблены. Наполеон решил вернуть собору былое величие и 2 декабря 1804 года, вместе с женой Жозефиной он короновался в нем императором Франции. В 1810 году в соборе он обвенчался с Марией Луизой, родившей столь желанного им наследника.

Нотр-Дам-де-Пари


К 1831 году собор медленно разваливался. Из-за многовековой копоти и грязи он потемнел, здание потихоньку разваливалось, так что власти захотели снести здание. Но у молодого писателя были другие планы. В брошюре Виктор Гюго (1802–1885) объявил «войну разрушителям» (Guerre aux Dmolisseurs) средневекового наследия, и его особенно беспокоил парижский собор.

Еще большее значение имеет его бестселлер «Собор Парижской Богоматери», изданный в 1831 году, где действие драмы происходит перед собором и в нем между юной цыганкой Эсмеральдой, горбатым звонарем Квазимодо и священником Клод Фролло. Роман понравился французам, так что в первые годы вышло несколько переизданий, а также переводы на иностранные языки. Первый полный перевод на русский язык появился в журнале «Время» в 1862 году.

Благодаря успеху романа общественность проснулась и осознала важность собора. Под давлением общественности в 1843 году власти взялись за реставрацию собора под руководством молодого архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка. Эжен реконструировал статуи и переставил отдельные элементы, не являющиеся первоначальными элементами готического собора, что недопустимо с точки зрения современной реставрации.

Он добавил центральную башню высотой 93 м со статуями апостолов, а также вообразил монстров или горгулий, не существовавших в Средние века. Тем не менее, собор был спасен и стал центральной достопримечательностью Парижа. В 20 веке его несколько раз реставрировали (в основном фасад), а с 1991 года он находится в списке ЮНЕСКО.

Может показаться уместным спросить, почему россияне должны заботиться о парижском или французском наследии. По сути, это не просто парижское, не только французское, не просто европейское наследие, это всемирное наследие! И не только потому, что собор входит в список Всемирного культурного наследия, а потому, что все культурное наследие является мировым культурным наследием, которое предназначено для эстетического и духовного развития каждого человека.